Сайт разработан в соответствии со статьей 29 закона «Об образовании в РФ»

Версия для слабовидящих

Сеть сайтов образовательных учреждений Республики Ингушетия sites.sokori.ru

Редактировать

Чуть про нашего директора.

 

«Парижева Мовлотхан  Ахметовна»
 


Мы все помним из детства, как нас переполняло чувство величия, когда в 9-х, 10-х классах нам в редчайших случаях доверяли заместить учителя начальных классов. Обычно, это была девочка с примерным поведением и прилежанием. А представьте себе, обучаясь в 10-м классе, вы ведете самостоятельно урок немецкого языка в 9-м классе в знак доверия за призовые места в республиканских олимпиадах ЧИАССР. А затем, еще более волнующее доверие к твоей персоне в восемнадцать лет. Выпускнице средней школы №2 ст. Орджоникидзевской, 1976 года выпуска, предлагают по рекомендации директора данной школы Тимофеевой Р.А. работу в Нестеровской средней школе №2 Сунженского района в качестве учителя немецкого языка, ввиду отсутствия специалистов такого профиля, где она проработала целый учебный год.
Вот так начался предопределенный Всевышним преподавательский путь ныне доцента кафедры немецкого языка ИнгГУ, кандидата филологичиских наук, почетного работника образования Парижевой Мовлотхан Ахметовны – матери троих взрослых детей.
Когда видишь творения искусства, ты благоговеешь перед ними, не думая об авторе некоторое время, а потом понимаешь, что все это есть выражение авторского мироощущения. Как художнику запечатлеть в своих трудах человеческую толерантность, высокую нравственность? Думаю, это очень сложно. Попытаюсь хотя бы словами передать потрясающие качества этого человека.
Мовлотхан Ахметовна – человек удивительной судьбы. Гарант искренности человека – его совесть, гарант совести – сам человек, а судья человека – Всевышний. Вот он, замкнутый круг, в котором уютно моей героине.
В 1977 г. уже с годичным педстажем Мовлотхан Ахметовна поступает в КБГУ на факультет романо-германской филологии по специальности «Немецкий язык» на заочное отделение, совмещая учебу с работой в школе, которую закончила годом раньше. Получив диплом через шесть лет, как об этом рассказывает сама Мовлотхан Ахметовна, не ждала перемен. Она преданно обучала школьников, снискав уважение коллег, учащихся, их родителей и проверяющих инстанций.
В 1993 г. по рекомендации Албогачиевой Н.Ю. – зам. директора ИПК РО РИ, она была приглашена в ИПК в качестве методиста немецкого языка, где проработала одиннадцать лет, совмещая эту работу с работой в ИнгГУ.
Долгие годы я работала вместе с Мовлотхан Ахметовной в одной школе (ОСШ №2). Она владела потрясающим постоянством толерантности. За внешним спокойствием прослеживалась уверенность в правильности своих поступков. Думаю, это и был секрет ее востребованности. Ведь одного профессионализма недостаточно, чтобы ты стал объектом естественного внимания. Это подтверждается ее ежегодным участием на курсах, в семинарах, поездках за границу.
Весной 2000 года Мовлотхан Ахметовна от ИПК была направлена на курсы повышения квалификации в Академию подготовки и переподготовки педагогических кадров в г. Москву. По итогам всех форм обучения, оказалась в числе лучших по профессиональным качествами ее  делегировали в Гете-институт для участия в семинаре по практике речи, в завершении  которого были предложены анкеты с тестами для заполнения. Из Гете-института она привезла богатейший материал для школ республики, врученный ей руководителем семинара г. Куртшафтом за высокий профессиональный уровень. Это и иллюстративный, аудио-видеоматериал, страноведческие альбомы, географические карты Германии и т.д. Мовлотхан Ахметовна привезла этот огромный багаж из Москвы, невзирая ни на какие трудности. Весь этот материал дошел до учащихся школ, а также был использован на ежегодных курсах учителей немецкого языка, за что ей были признательны творческие учителя, руководство Минобразования и ИПК. Вот где обилие потрясающей добропорядочности, состоящее из таких поступков, хотя сама она  заметила: «Я счастлива, если доставила кому-то радость».
И каково же было удивление ингушской «немки», когда в августе этого же года в ее доме раздался телефонный звонок из Гете–института о том, что она прошла конкурсный отбор по результатам тестов и что ей назначена стипендия, означающая бесплатную поездку и пребывание в течение месяца в Германии на языковых курсах в студенческом городе Геттенге. И, конечно, Мовлотхан Ахметовна себя и там утверждала знаниями по немецкому языку, а самое впечатляющее то, что она представляла Северный Кавказ в единственном числе. Там были учителя из Англии, Франции, Италии и т.д., которые с нашей республикой знакомились через культуру, нравы, образованность нашей героини. Она живет в людях, которые ее знают и для людей, которых знает.
На кафедру иностранных языков ее рекомендовали Нальгиева Л.А. – ныне заведующая кафедрой иностранных языков, к.ф.н. и Базоркин А.М. – ныне зав. кафедрой физической культуры, к.п.н., которых, как считает Мовлотхан Ахметовна, она имела счастье встретить на своем пути. Волею судьбы в 1995 г. она была по приказу принята ассистентом кафедры иностранных языков ИнгГУ, а через пять лет на конкурсной основе была утверждена в этом же качестве на данном факультете. Через семь лет плодотворного труда была приглашена на кафедру немецкого языка ИнгГУ. Моя героиня рассказывала, как мучительно принимала решение уйти из родной школы в вуз, понимая, что ответственность - трудная ноша. Где бы она ни работала, бесспорно одно: оставила о себе мнение беспристрастного, грамотного человека. Чтобы получить информацию из первых уст, я встретилась с зав. кафедрой немецкого языка, доцентом Котиевой М.А., которая безудержно говорила о благородстве, профессионализме и заслугах своего преподавателя и по секрету рассказала, как она «переманила» Мовлотхан Ахметовну на свою кафедру в 2002 г., имея самые чистые  намерения: принести реальную пользу студентам стационара немецкого отделения. Котиева М.А. называет Мовлотхан учителем от Бога, «первой ласточкой» на кафедре, что ее благородство имеет глубокие корни.
В короткой беседе с деканом филологического факультета ИнгГУ Кулбужевым М.А. – кандидатом филологических наук - был получен блиц–ответ: «Ее работа – для нее наркотик. Побольше бы таких людей».
«Самое трудное – уметь быть терпеливым и выражать себя понемногу, капля за каплей». Эти слова Р. Роллана выражают суть нрава преподавателя. Ведь большое самообладание говорит о большом сердце, а ее чувствительность склоняет нас к душевной щедрости.
В 2002 г. Мовлотхан Ахметовна поступает в аспирантуру при ИнгГУ под руководством доктора педагогических наук, профессора Жеребило Т.В., избрав специальность «Русский язык». Свою диссертацию по теме «Особенности функционирования лингвистических терминов в профессиональной речи» защитила в 2005 г. в Ставропольском Госуниверситете. Научный руководитель Жеребило Т.В. была очень признательна своей подопечной, рассказывала о ней много и конкретно: «Великолепно владеет своим делом, этична, развито чувство коллегиальности, приложила огромные усилия при подготовке диссертации, очень ответственна». Татьяна Васильевна рассказала о благодарном поступке Мовлотхан Ахметовны в отношении диссертанта, который защищался вместе с ней.
Занятия, которые Мовлотхан Ахметовна проводит со студентами – это совокупность поступков-шедевров, переходящая в форму опыта для молодых специалистов. Мне удалось пообщаться с Костоевой Т.Х. – ассистентом кафедры немецкого языка, стаж работы которой три года: «Педагога можно узнать по одежде, по манере держаться, по изящному слову. Я выпускница первого выпуска ИнгГУ и Мовлотхан  Ахметовну ценю очень высоко. Она  без устали, без амбиций проявляет заботу о нас: будь то методика преподавания немецкого языка, необходимость профессиональной литературы или психологические секреты общения со студентами. В выборе своей профессии я обязана Котиевой М.А. и Парижевой М.А. Их образованность и доброта – пример для подражания».
Люди, которым назначено сеять добро, явно заметны в обществе и их присутствие часто необходимо.
В 2001 г. Международная организация CARE проводила семинар в рамках «Социально-психологических программ повышения квалификации работников образования», который проходит в г. Назрани. Мовлотхан Ахметовна в качестве лектора приняла в нём самое активное участие, ведь занятия психологического характера проводились и с детьми, и их родителями–беженцами, которым она запомнилась как заботливый и добрый человек.
В 2003 г. моя героиня проходила стажировку по повышению квалификации преподавателей вузов в МПГУ в течение четырех месяцев, сдав экзамены на оценку «отлично». В этом же году летом от Минобразования ее командировали в Минск (Белоруссия) в качестве руководителя студентов из Ингушетии с целью языковой практики в общении с носителями языка. Организатором такой встречи являлась Белорусская Ассоциация клубов ЮНЕСКО.
Оценивая студента, преподаватель должен знать, что студент параллельно оценивает и его. По Сент-Экзюпери, себя судить трудней, чем других, а кто этому научится - есть мудрец. У студентов, в силу молодости, такого опыта мало, но своему преподавателю они доверяли полностью. «Мовлотхан Ахметовна отзывчива, порядочна, обучает нас интересно, одевается элегантно», - делились мыслями студенты III курса немецкого отделения Галаева Марина  и Нальгиева Люба. В телефонном разговоре студент–«немец» III курса Мурзабеков Муслим поведал: «Она - человек знающий и любящий свой предмет. Преподаватель, которого искренне можно назвать другом. На ее занятиях интересно».
Мне кажется, что Мовлотхан Ахметовна приручила свою судьбу, сама того не осознавая, несмотря на все жизненные перипетии. В ее печальных глазах есть все: учеба, работа, наука, страдание, человеческие отношения, долг, как нравственное понятие, которое воспринимается ею как аксиома. Она живет, как говорит и говорит, как живет.
Мовлотхан Ахметовна считает, что ее чаще окружали достойные люди, и если и есть какие-то успехи в ее жизни, то это благодаря их профессионализму, отзывчивости и подлинному примеру. «Без их доверия, их неоценимой помощи я не испытала бы радости за результаты повседневной жизни», - говорит она, и выражает глубочайшую  признательность коллегам по родной школе, по ИПК, а также своим авторитетным наставникам Катиевой М.А. – зав. кафедрой немецкого языка, профессору, к.п.н. Жеребило Т.В., мэтру аспирантов доктору химических наук, профессору Захидат Хасановне Султыговой, всем молодым членам кафедры немецкого языка, которым, как она полагает, сумеет еще помочь в их профессиональном становлении. Особая благодарность самым строгим судьям – студентам, чья пытливая молодость и жажда знаний заставляют ее работать над собой.
«Образование – это то, что остается, когда все выученное забыто», - сказал писатель Д.А. Гранин. Мовлотхан Ахметовна имеет научные и учебно-методические труды, работает над монографией, думаю, что это начало большой научной работы. В этом ей оказывает помощь, как она говорит, мастер своего дела, носитель профессиональных знаний, человек умеющий увлечь и зажечь Жеребило Татьяна Васильевна.
Каждый прожитый день – это урок жизни, а первые уроки, как известно, начинаются из семьи. Мовлотхан Ахметовна с особой нежностью говорит о своей чуткой матери Дибхан Юнусовне, которая воспитала пятерых детей, дала всем не только высшее образование, а, самое главное, развила в них чувства благородства и благодарности, так как сама является носителем добродетели. В этой дружной семье Мовлотхан Ахметовны брат Алаудин – мелиоратор по специальности, сестры Хава – экономист, работает в Московском Университете леса, который сама и заканчивала, Заира – акушер-гинеколог, живет и работает в Москве, закончила с красным дипломом Смоленскую Медакадемию, а затем ординатуру в Российской Медакадемии последипломного образования.
Очень трогательно рассказывала о своих детях Кастоевых Вахе, Руслане и Розе, которые радуют ее  серьезным отношением к жизни. Ваха и Руслан – выпускники ИнгГУ: Ваха закончил исторический и экономический факультеты, работает в ГОВД г. Карабулак; Руслан закончил экфак, работает в Республиканском Управлении  инкассации; дочь Роза – студентка IV курса экономического факультета ИнгГУ, президентская стипендиатка, которая параллельно учится на III курсе юридического факультета ИнгГУ. Успешность детей, их здравие для матери есть целительный приз Всевышнего Творца, хотя в сердце ее всегда присутствует необъяснимое волнение, которое рассеивается мыслью о том, как говорит Мовлотхан Ахметовна, что у детей есть крепкое отцовское плечо, его добрый совет, как психологическая защита, в которой нуждаются дети в любом возрасте.
В заключение беседы я попросила Мовлотхан Ахметовну экспромтом обратиться к студентам с просьбой, советом и пожеланием и услышала:
1) просьба: трудиться неустанно, ведь нива науки безгранична;
2) совет: не отчаиваться в трудную минуту, так как безвыходных ситуаций нет;
3) пожелание: найти единственную дорогу, на которой хотелось бы приносить пользу себе и своему окружению, излучая добро.
Не сомневаюсь, что люди, творящие добро в мыслях, чувствах и поступках испытывают полное счастье, душевное равновесие. Парижева Мовлотхан Ахметовна относится именно к такой когорте людей. И уверена, что частицу такого блага приобретает каждый, кто хоть раз соприкасался с ней.
Почитав рукопись, Мовлотхан Ахметовна добавила: «Учителем в мыслях я была, наверное, с рождения, а в выборе немецкого языка для меня была авторитетом старшая кузина Фатима Танкиева – Парижева, которая стала во многом для меня примером».
Л. БОЛГУЧЕВА,
заслуженный учитель РИ